Новости

Новые работы Бориса Свешникова в музейной коллекции

Сен. 27, 2021

Десять карандашных зарисовок Бориса Свешникова, сделанных на маленьких карточках из плотной бумаги, пополнили недавно коллекцию музея. Это дар известного коллекционера, знатока и историка искусств Бориса Михайловича Фридмана, который поделился с нами еще и тем, что он знает о судьбе коллекции художника. Увы, после смерти членов семьи Свешникова все его работы были распроданы и разошлись по частным и музейным коллекциям. Борис Михайлович был одним из тех собирателей, которым предложили приобрести часть наследия. Подаренные «Мемориалу» рисунки не датированы, но, скорее всего, они относятся к позднему периоду жизни художника – 1980-м или началу 1990-х годов. Всего таких карточек – возможно, они были концептуальными заготовками к большим работам – в коллекции Бориса Фридмана не менее сотни. Некоторые из них надписаны художником – «Последний зов», «Край забвения», «Разверстая могила». Темы смерти и странного взаимопроникновения миров постоянны для Свешникова и во всей полноте проявились еще в ранних его рисунках лагерной серии.

Борис Свешников – один из самых ярких и необычных художников ХХ века, но судьба его художественного наследия и архива, увы, очень печальна.  В альбоме, изданном «Мемориалом» в 2000 году еще при жизни его вдовы Ольги Сергеевны, были опубликованы письма и фотграфии из домашнего архива и одна из самых интересных графических серий – «Лагерная сюита», созданная в начале 1950-х годов в Ухтижемлаге. Однако местонахождение большей части опубликованных в нем работ и архивных материалов на данный момент неизвестно. Мы пытаемся по мере сил восстановить судьбу лагерной части коллекции и будем очень благодарны за любую помощь и информацию о том, в каких собраниях оказались рисунки и документы художника. Отдельно мы очень признательны за воспоминания о самом Борисе Свешникове и помощь в прояснении деталей его биографии, которая, как мы надеемся, поможет подготовить к публикации тексты его лагерных писем.