Выставки
А забрали, Б забрали, И забрали и т.д.
А. Галич «Чехарда с буквами». 1968 г.
На протяжении 70 лет в СССР развивалась уникальная система «всецензуры»: предварительному просмотру (а порой и пересмотру) подвергались решительно все произведения — как рукописные, так и печатные, изобразительные, музыкальные и визуальные, как создаваемые в стране, так и ввозимые из-за границы. Все элементы системы библиотечного хранения, звукозаписи, книгоиздания и кинопроизводства были вовлечены в эту работу. При этом советскую «всецензуру» отличала феноменальная скрытность: в какой-то момент само слово «цензура» попало под запрет, а попытки упоминания о ней неизбежно пресекались самой же цензурой. Порой трудно бывает провести границу между сферами деятельности органов цензуры и госбезопасности: «надзор» за авторами, участие в подборе цензурных кадров, репрессии за допущенные «ошибки», участие в «зачистках» библиотек и проверка спецхранов — госбезопасность работала рука об руку с цензурой.
Выставка «А упало, Б пропало. Словник советской цензуры» рассказывает о жесткости и абсурдности цензурных практик в СССР — с первых шагов советской власти и до последнего ее дня: от А (ареста рукописи) до Я (магнитофона «Яуза» и культуры магнитиздата); от начала советской цензуры — Д (декрета СНК о печати) и создания Г (Главлита) — до тотального И (изъятия) и обширных К (купюр); от охоты за «контрреволюционными» О (опечатками) до запрета литеры Ъ. На каждую букву русского алфавита мы загадали слово, за которым спрятаны истории, иллюстрирующие феноменальную мелочность, патологическую придирчивость и хладнокровную безжалостность советской цензуры, а также примеры гражданского сопротивления ее «красным карандашам». Заглядывайте в ящики, зажигайте свет, отдергивайте занавесы — и вы увидите все, что скрыто: вы погрузитесь в истории, рассказанные через документы, публикации советской прессы, фрагменты советских фильмов и песен.
Куратор – Марина Савранская
Научные консультанты – Борис Беленкин, Анна Булгакова, Ирина Щербакова
Художественное решение – Василина Харламова
Графический дизайн – Ирина Кошелева
Партнёр проекта:
Фонд имени Фридриха Эберта в Российской Федерации
Выставка организована при поддержке программы Европейская инициатива по Демократии и Правам Человека Европейского Союза
Ранее выставка была показана:
В Международном Мемориале, Москва (26 апреля - 3 октября 2019)
В Револьт-центре, Сыктывкар (11 января - 13 февраля 2020)