Коллекции
Железнодорожная магистраль Салехард–Игарка, которая строилась с 1949 по 1953 года вдоль Полярного круга в условиях вечной мерзлоты, вошла в историю под зловещим названием "Мертвая Дорога". Стройка велась быстрыми темпами, проект строительства не был разработан до конца, не были предусмотрены особенности почвы и климата (вечная мерзлота). На реализацию проекта были брошены заключенные ГУЛАГа. Работы велись с двух сторон: с запада (Обский ИТЛ и строительство 501, управление в г. Салехарде) и с востока (Енисейский ИТЛ и строительство 503, затем Северное управление ИТЛ и строительства 503, административный центр в поселке Ермаково близ Игарки). Два участка дороги прокладывались навстречу друг другу, но так и не соединились – проект был остановлен вскоре после смерти Сталина, лагеря спешно закрыты, заключенные вывезены. В бывших лагпунктах остались брошенными многие вещи повседневного обихода, документы, техника. С конца 1980-х гг. к лагерям Мертвой Дороги, затерянным в безлюдной тайге, было организовано несколько экспедиций (первые поездки были совершены А.В. Вологодским, самостоятельно и при поддержке "Мемориала"), из которых их участники привозили серии фотографий и лагерные артефакты. В музейной коллекции Мемориала хранятся предметы, привезенные из первых экспедиций, организованных А.В. Вологодским (1988–1989 гг.), ряд вещей, переданных в коллекцию Музеем вечной мерзлоты (г. Игарка), некоторые артефакты, сохраненные в семьях бывших заключенных Обского и Енисейского ИТЛ.
