Коллекции

Театр Воркутлага

14 экспонатов

Театр ГУЛАГа – одно из самых странных и противоречивых явлений лагерной истории. Для многих арестованных актеров, художников и музыкантов он становился спасением от губительных физических работ и даже возможностью продолжения их артистической карьеры. С другой стороны – свобода, непременное условие для творчества, была у них отнята, и история лагерного театра неотделима от осознания вымученности и фальшивости этого мира сцены, который, тем не менее, позволил выжить в неволе многим артистам. Театры, созданные в лагерях, нередко становились центральными городскими театрами после упразднения системы ГУЛАГ. Такова история Воркутинского театра, представленная в музейном собрании Мемориала подборкой театральных программ и документами из личного архива музыканта Михаила Носырева.
Кружки художественной самодеятельности организовывались в лагерных зонах Воркуты заключенными профессиональными артистами еще задолго до возникновения первого профессионального театра. Официальный же театр, сейчас известный как Воркутинский государственный драматический театр, был основан в 1943 году, во время Великой Отечественной войны, за год до того, как Воркута начала называться городом. До этого она была поселением заключенных Воркутлага (до 1938 года – Ухтпечлаг), одного из самых крупных исправительно-трудовых лагерей СССР.
Среди заключенных было много театральных и музыкальных профессионалов, один из них – бывший главный режиссер московского Большого театра, профессор Московской консерватории Борис Аркадьевич Мордвинов. Начальником лагеря в 1943 году был назначен инженер-полковник М.М. Мальцев, планировавший активно развивать город. В записке Мальцеву Борис Мордвинов предложил основать в лагере профессиональный театр, и идея оказалась успешной: Мальцев лично взялся за основание театра. Приказом от 8 августа 1943 года была утверждена труппа из актеров, музыкантов и оперных певцов ведущих театров страны, а Мордвинов был назначен художественным руководителем.

В годы войны театр показывал 600 спектаклей и концертов в год, а к 1948 году театральная труппа насчитывала около 150 человек. До 1945 года театральные программы не печатались. Самый ранний из экспонатов – программа к творческому вечеру оперного певца Бориса Дейнеки, проводившемуся в 1945 году. Кроме художественно-музыкальных постановок проводились поэтические вечера, такие как Вечер русской поэзии в 1948 году, и циклы образовательных лекций-концертов. Во время последних заключенный композитор, дирижер и музыковед Владимир Микошо выступал с лекциями по истории музыки и биографиями классических композиторов, после чего труппой исполнялись отрывки из концертов и опер, романсы, песни, читались стихи. В коллекции Мемориала сохранились программы к циклу «Великие русские композиторы». Среди исполнителей оперные певцы и певицы – Борис Дейнека, Теодор Рутковский, Валентина Ищенко, Наталья Глебова и другие; профессиональные музыканты – Михаил Носырев, Александр Стояно, Татьяна Юнгфер и другие; художественным чтением занимались актеры Елена Михайлова и Борис Харламов, и жена Харламова, вольнонаёмная Корнелия Рутковская, тайно прибывшая в Воркуту, чтобы быть с мужем.

К началу пятидесятых годов театр начал становиться сначала преимущественно, а затем исключительно драматическим, но при театре все равно оставалась сложившаяся труппа певцов и музыкантов, задействованных в драматических спектаклях и подготавливавших концертные программы. К этому периоду относится программа концерта к 300-летию воссоединения Украины с Россией. С 1956 года театр перешел в ведение министерства культуры Коми АССР.
Многие бывшие заключенные артисты после освобождения перебирались в Сыктывкар. Их усилиями в 1958 году в Сыктывкаре был открыт музыкально-драматический театр, сейчас – Государственный театр оперы и балета республики Коми.

Источники:
Котляр Э. «Фауст» в ИТЛ // Театр ГУЛАГа / сост. М. М. Кораллов. – М. : «Мемориал», 1995
Маркова Е. В. Жили-были в ХХ веке. - Сыктывкар, 2006
Маркова Е. В. Воркутинские заметки каторжанки "Е-105". - Сыктывкар, 2005.
Клейн А.С., Попов А.А. Заполярная драма... // Покаяние: Мартиролог. - Т.2. / Сост. Г.В. Невский. - Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1999
Музей истории ГУЛАГа, «Из шахты на сцену. Лагерный театр в Воркуте» https://gmig.bm.digital/article/424826176539484320/iz-shahtyi-na-stsenu-lagernyij-teatr-v-vorkute
Архивная копия с сайта театра республики Коми http://web.archive.org/web/20101107021307/http://komiopera.ru/icto_teat/ict002.html

Александр М.
12.11.2020

Идет загрузка